Баланс этого сайта близок к отключению услуги !!!

 
Общественная организация Беловского городского округа
«Совет Отцов»


Единая Касса

Пополнить Баланс этого сайта через Единую Кассу

Cумма пополнения *



Смотрите Видеоинструкцию по пополнению баланса

Как отцу правильно формировать волевое поведение у ребенка

Как отцу правильно формировать волевое поведение у ребенкаЧасто воспитанием воли у ребенка отцы начинают заниматься в подростковом возрасте, считая это самым подходящим временем, забывая народную мудрость «Учи, пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется - не научишь».
Истоки волевого поведения лежат в раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.
С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4–5 году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым. В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.
Однако настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки – увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой – это диктуется необходимостью школьного обучения.
Воля – многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента. Первый – это умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е. сознательное управление своими действиями. Второй – умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

Необходимо развивать не абстрактную "силу воли", а конкретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем случае нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что малышу делать это трудно, неинтересно и не нужно. В некоторой степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда требуемое поведение необходимо скорее взрослому, чем ребенку.
Важно, чтобы ребенок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят и т. п.
Следующий этап развития воли – тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное – помочь поверить, что он способен их выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Когда оно автоматизируется, можно "запускать" следующий аспект по той же схеме – постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, т. е. поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед.
Контроль взрослых за проявлением волевого поведения ребенка в возрасте от 7 до 10 лет должен снижаться, но не исчезать полностью.
Важно помнить, что если взрослый говорит "нельзя", но ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов "надо делать уроки" он убегает, и невыполнение требований остается для него без последствий, – нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.
Следует учитывать, что ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-либо, чем указанию делать что-то другое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме: "Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать".
Также важно, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому если в семье несколько детей, можно придумать игровые соревновательные формы развития воли.
Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли – умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Действительно, в школе ребенок встретится с разными учебными заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых. Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными, например, написание одного и того же крючочка на целую строчку – напрягается и затекает рука, ведь нужно выдержать наклон, размер и форму крючков. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить. И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин – отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности.
С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т.е. признают его самого уже "большим". Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые придется преодолеть ребенку, и не превращать развитие его волевой сферы в самоцель, в скучное и нудное занятие.
В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.

Версия для печати Версия для печати

 
© 2004-2020, "Корпорация ИТ" ОГРН 1084202000387, С.с.=0,0468с. 188554 03